Во имя Аллаха Милостивого Милосердного!
Хвала Аллаху, Господу миров! Да благословит Аллах и приветствует самого лучшего из его творений – Мухаммада, его семью, его сподвижников и тех, которые следуют за ним до Судного Дня!
Джихад – происходит от арабского слова «джухд», означающее «бороться, прилагать все усилия для достижения определенной цели». В шари’ате дает следующее понятие: бороться за истину, призыв к истине (т.е. защищать религию Аллаха). Или возвышать знамя религии Аллаха и проявлять усердие всей душой, жертвовать всеми средствами (материальные) ради защиты религии, жизни, отчизны и благосостояния.
«Джихад на пути Аллаха» в исламе дает обширное понятие. В Коране о джихаде упоминается не раз, но не везде он означает, что нужно брать в руки оружие и идти воевать. Лишь в четырех местах употребляется в смысле ведения войны. Даже в этих четырех смыслах при ведении войны не говорится, что нужно уничтожить всех неверующих, или нападать на мирное население и разбазаривать их имущество, попирая их честь и достоинство, колонизировать их земли, лишать независимости и т.п. Скорее цель джихада – это препятствование злодеяниям врага, быть опорой слабому и защитой религии Аллаха. Поэтому ученые исходя из аятов обязывающих вести джихад, утверждают о запрещенности убивать следующих типов людей, которые не поднимают оружие против, даже если они являются представителями чуждой религии:
1) зимми (представители других религий, проживающие в мусульманской стране). Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Враги мне те, кто причиняют вред зимми. В Судный день с врагами я буду лично вести счеты»;
2) муахид (союзники, подписавшие мирное соглашение). В риуаяте Абу Дауда приводится хадис: «Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) заключил договор с Курайшитами на 10 лет на земле Худайбии». Так и сейчас страны (Россия, Китай), подписавшие с нами мирное соглашение подобны тому договору;
3) мустаман (беженцы-мусульмане и прочие, искавшие убежище в другой стране). О них в Коране Всевышний Аллах говорит:
وَإِنْ أَحَدٌ مِنَ الْمُشْرِكِينَ اسْتَجَارَكَ فَأَجِرْهُ حَتَّى يَسْمَعَ كَلامَ اللَّهِ ثُمَّ أَبْلِغْهُ مَأْمَنَهُ ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ قَوْمٌ لا يَعْلَمُونَ
«А если кто-нибудь из многобожников просил у тебя убежища, то приюти его, пока он не услышит слова Аллаха. Потом доставь его в безопасное для него место. Это потому, что они люди, которые не знают» (Сура ат-Тауба, аят 6). В наше время к ним можно отнести туристов, приехавших к нам из других стран;
4) не выступающие против нас с оружием в руках. В хадисе об этом сказано: Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) своим военноначальникам давал наставление : «… не убивайте женщин и детей, немощных стариков, служащих в молельнях» (Ахмад, Абу Дауд);
5) простых безвинных людей.
В исламе джихад бывает двух видов:
– Духовный;
– Мадди (материальный).
Духовный джихад – это борьба мусульманина с собственными страстями. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) назвал его большим джихадом. Основной целью данного джихада – бороться с наущениями шайтана и не идти на поводу у своих страстей, всячески препятствовать грехам. В хадисе об этом сказано, как однажды, возвращаясь из одного военного похода, утомленным сподвижникам Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «теперь мы переходим из малого джихада в большой». Удивленные сподвижники спросили: «Что означает большой джихад?» в ответ Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «борьба с собственным я (эго)» (Байхакъи).
Что касается мадди джихада – это вести войну душой, телом, и имуществом, защищая религию Аллаха, отчизну, семью, с целью остановить тиранию, и создать опору для слабых. Хукм данного джихада обязателен (фард). Большинство ученых (Ханафи, Малики, Шафиги, Ханбали), джумхур разделяют его на два вида:
1) Фард айн. Если враг наступает на земли родины, угрожая ее сохранности, а правитель призывает граждан встать на защиту страны, то в этом случае каждый обязан защищать свою религию, отчизну, жизнь, и свою независимость. Об этом в Коране сказано так:
انْفِرُوا خِفَافًا وَثِقَالا وَجَاهِدُوا بِأَمْوَالِكُمْ وَأَنْفُسِكُمْ فِي سَبِيلِ اللَّهِ ذَلِكُمْ خَيْرٌ لَكُمْ إِنْ كُنْتُمْ تَعْلَمُونَ
«Выступайте легкими и тяжелыми и боритесь своими имуществами и душами на пути Аллаха! Это лучшее для вас, если вы знаете» (Сура ат-Тауба, аят 41).
2) Фард кифая. Означает, что если один выполняет, то это обязанность снимается с остальных. Если же и он не выполнит грех падет на всех. То есть, обязанностью будет лишь при условии, если правитель подготовил войско против врага. В потверждение можно привести аят в Коране:
وَمَا كَانَ الْمُؤْمِنُونَ لِيَنْفِرُوا كَافَّةً فَلَوْلا نَفَرَ مِنْ كُلِّ فِرْقَةٍ مِنْهُمْ طَائِفَةٌ لِيَتَفَقَّهُوا فِي الدِّينِ وَلِيُنْذِرُوا قَوْمَهُمْ إِذَا رَجَعُوا إِلَيْهِمْ لَعَلَّهُمْ يَحْذَرُونَ
«Не следует верующим выступать всем. Отчего бы из каждой части их не выступал какой-нибудь отряд, чтобы они изучали религию и чтобы увещали свой народ, когда вернутся к ним? Может быть, они остерегутся» (Сура ат-Тауба, аят 122). Из сказанного мы понимаем, что джихад не всегда имеет степень фард айн. Иначе не отправлялось бы одна группа людей вести джихад, а другая оставалось обучаться религии.
Так же Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) в военные походы брал не всех, некоторые оставались у себя в домах. Бывали и такие случаи, когда сам Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) не участвовал в походах, он поручал военачальнику войско, а вместе с ним оставались и некоторые сподвижники. Из слов Ну’мана бен Макърана: когда Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) поручал военачальнику войско, призывал его особо бояться Аллаха и хорошо относиться к мусульманам, которые отправляются с ним, и давал следующее наставление: «Выступайте на пути Аллаха и во имя Аллаха, сражайтесь с теми кто препятствует воле Аллаха, и не преступайте границ дозволенного, не глумитесь над покойниками (врага), не убивайте детей. Если встретишь врага многобожника, призови его к одному из этих трех достоинств, если он примет какой-либо из них, то прими от него и прекращайте сражение, призови их к исламу, потом пускай переселяются в окружение мухаджиров, если они согласятся, то, что решается в пользу мухаджиров, полезное им…». (Термизи).
Условия для того, чтобы джихад считался правильным:
1) Имам (правитель страны) и его одобрение. В шариате запрещается выходить на сражения без одобрения имама (правителя страны). То, что ответственность ведения джихада (сражение), лежит на имаме (правителе страны), нет никаких сомнений. Подчиняться ему является обязанностью до тех пор, пока он не указывает совершать порицаемое. В Коране о подчинении правителю сказано:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ وَأُولِي الأمْرِ مِنْكُمْ
«О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас» (Сура ан-Ниса, аят 59).
Ибн Аббас в разъяснениях сказал, что аят был ниспослан в то время, когда Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) отправлял в военный поход Абдуллу бен Хузайфу.
Подчиняться правителю обязательно, будь он хорошим или плохим.
عن أبي هريرة رضي الله عنه ، قال قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : «الجهاد واجب مع كل أمير ، برا كان أو فاجرا «
«Джихад обязателен вместе с правителем, праведный он или грешный» (Абу Дауд).
2) Цель джихада должна быть ясной и понятной. То есть основная цель – это предотвращение злодеяний врага, обеспечение надежной опоры слабым и защита религии Аллаха, иначе это может выйти за пределы границы дозволенного.
3) Реальная опасность, исходящая от врага.
Если вышеизложенные условия не выполняются, то его действия по шариату не соответствуют истинному джихаду, а являются всего лишь преступлением и вероломством. Всевышний Аллах сказал:
إِنَّمَا جَزَاءُ الَّذِينَ يُحَارِبُونَ اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَيَسْعَوْنَ فِي الأرْضِ فَسَادًا أَنْ يُقَتَّلُوا أَوْ يُصَلَّبُوا أَوْ تُقَطَّعَ أَيْدِيهِمْ وَأَرْجُلُهُمْ مِنْ خِلافٍ أَوْ يُنْفَوْا مِنَ الأرْضِ ذَلِكَ لَهُمْ خِزْيٌ فِي الدُّنْيَا وَلَهُمْ فِي الآخِرَةِ عَذَابٌ عَظِيمٌ
«Действительно, воздаяние тех, которые воюют с Аллахом и Его посланником и стараются на земле вызвать нечестие, в том, что они будут убиты, или распяты, или будут отсечены у них руки и ноги накрест, или будут они изгнаны из земли. Это для них позор в ближайшей жизни, а в последней для них великое наказание» (Сура аль-Маида, аят 33).
Нынче просходящие столкновения в мусульманских странах – это действия некоторых радикальных течений, использующих понятие джихад в своих нечистых помыслах, тем самым отправляющие воевать тех, кто идет у них на поводу. На самом деле ни у кого нет прав вмешиваться во внутренние дела страны. У них имеется собственное официальное духовенство и муфти, выносящие для них фетвы. В этих столкновениях мусульман, вместо разжигания большей ненависти, необходимо помогать в примирении сторон. Мусульмане не должны причинять друг другу вреда. Об этом есть немало хадисов Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!). В одном из них сказано: «Попрекание мусульман – гнусность, а лишать его жизни – вероотступничество» (Муслим). В другом хадисе говорится: «мусульманин, который поднял оружие на мусульманина, оба из обитателей Ада», находящиеся около спросили: «О, Посланник Аллаха! В чем же вина убитого?», в ответ Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Он тоже хотел его убить» (Бухари, Муслим).
В связи с этим джихад совершается при одобрении правителя страны, духовного управления страны и выносящих фетвы ученых.
И в заключение следующее:
Гражданам Казахстана запрещается отправляться в другой регион на джихад без разрешения главы государства, Духовного управления мусульман Казахстана и разрешения родителей. Каждый должен служить своему народу, своей отчизне и трудиться для нее. Идя на поводу у кого-то и проливающий кровь других народов, грешник, не будет ему спокойствия. Счастье достигается не таким образом. Счастье достигается, неся добро своей родине, народу и близким.
والله اعلم بالصدق و الصواب
ДУМК, Отдел Шариата и фетвы