С момента образования Республики Казахстан в нашу страну хлынуло огромное количество ранее неизвестных религиозных объединений и оккультно-мистических сект. Воспользовавшись демократическими свободами, они начали активно распространять чужую нам идеологию и втягивать в свои ряды представителей всех слоёв казахстанского общества. Не оставались в стороне и миссионеры «Таблиги жамагат» и «Хизб-ут-Тахрир», об истинных целях которых мы до последнего момента имели слабое представление. Кто же они на самом деле?
По информации Агентства по делам религий, религиозные организации «Таблиги жамагат» и «Хизб-ут-Тахрир» запрещённы и таят в себе скрытую опасность для населения Республики Казахстан.
Так, 26 февраля 2013 года решением Сарыаркинского районного суда Астаны вынесено решение о признании «Таблиги жамагат» экстремистской организацией и запрещении её деятельности на территории Казахстана. Ранее организацию официально запретили в России, Таджикистане, Туркменистане.
В Агентстве отмечают, что международная организация «Таблиги жамагат» (имеет несколько наименований «Джамаат аль-Таблиги», «Джамаат-е-таблиг», «Джамаат-Таблиги», «Джамаат Таблиг», «Давуат») создана в Индии в 1926 году. Официально главной целью организации считается духовное преобразование в Исламе путём проповедничества приверженцами среди широких масс людей и обращения к мусульманам вне зависимости от их социального и экономического статуса с целью приблизить их к религиозной практике. Между тем, их истинной целью является создание «халифата» в отдельно взятой стране, в том числе на территории Казахстана, что предполагает насильственное изменение конституционного строя, нарушение суверенитета Республики Казахстан и территориальной целостности.
Несмотря на то, что это религиозное течение в теологическом отношении соответствует суннитскому направлению в исламе, по мнению экспертов, его идеология схожа в радикальности с ваххабизмом, так как не приемлет нововведений или инакомыслия в вере. По сути, сподвижники «Таблиги жамагат», осознанно или нет, проповедуют версию ислама, почти неотличимую от идеологии джихадистов, исповедуемой всеми террористами.
Таким образом, «Таблиги жамагат» оказалась в одной компании с такими печально известными структурами как «Аль-Каида», «Исламское движение Туркестана» и «Талибан».
Для большинства молодых мусульман первым шагом на пути к радикализации их религиозного сознания становится присоединение к «Таблиги жамагат». Так, по оценкам французских изданий, до 80 процентов исламистских экстремистов вышли из рядов этой организации. «Таблиги жамагат» свойственна закрытость. Центры организации находятся в Индии, Пакистане и Бангладеш, а её программа и установки известны только узкому кругу лидеров движения.
Согласно анализу, проведённому Агентством по делам религий, движение «Таблиги жамагат» заметно оживилось в 2012 году во всех регионах Казахстана, при этом активно вовлекались в число сторонников именно молодые люди, действовавшие под непосредственным надзором старших «наставников».
Во всем мире растёт понимание того, что основной целью
«таблиговцев», ратующих на словах за осуществление «мирных проповедей» среди мусульман, является установление мирового господства посредством распространения радикальной формы ислама.
Представители данной организации, как правило, одеты в пакистанскуюнациональную одежду, ходят по домам, около мечетей,проводя так называемые «дагуаты» (проповеди в форме бесед об исламе). В беседе никогда не перебивают, внимательно слушают и уважительно относится к мнению собеседника, для того чтобы создать положительный имидж о «Таблиги жамагат».
В целях привлечения большего числа адептов активисты данного течения периодически организовывают трех,- десяти- и сорокадневные поездки по селениям и городам, пользуясь приютом в мечетях и основываясь на традиции оказания гостеприимства находящимся в пути мусульманам.
Согласно мнению многих богословов и теологов, распространение ислама — это благородное дело, которым должен заниматься каждый мусульманин. Однако для того, чтобы распространять ислам, необходимо иметь семи-восьмигодичный уровень теологического образования. А что касается представителей «Таблиги жамагат», называющих себя «дагуатчиками», то они, как правило, не имеют даже базового образования и повышают свой уровень за счёт самостоятельного обучения. Бесконтрольностьданного обучения со стороны «устазов» зачастую приводит к неправильному восприятию сути ислама, его значения.
Нередки случаи, когда миссионеры осуществляют свои проповеди, называясь сотрудники официальной мечети, хотя таковыми не являются.
Попадая в ряды сторонников «Таблиги жамагат», новоиспечённому члену предлагается совершить несколько «дагуатов» (проповедей) в районе проживания, затем в других областях республики. Руководители местных общин ведут в блокнотах учёт, кто, куда и сколько раз выезжал на проведение проповедей. После этого «новичку» поступает предложение получить религиозное образование в учебных заведениях Пакистана, именующихся как «Таблиг марказы», деятельность которых полна сомнений. Неизвестно, из чего состоят их учебные программы, какие предметы преподаются, кто является преподавателями.По окончании курсов часть слушателей проходит дальнейшее обучение в закрытых учебных заведениях, где преподают наиболее радикальные каноны ислама, по завершении которых студенты становятся непримиримыми борцами с «неверными» (с теми, кто не разделяет их взглядов).
Другой, не менее опасной религиозно-экстремистской организацией является «Хизб-ут-Тахрир», деятельность которой судом г.Астана 28 марта 2004 года признана экстремистской и также запрещена на территории Республики Казахстан.
Данная организация (партия) создана в 1953 году в Иерусалиме с целью борьбы с сионизмом и освобождения Палестины. С ростом числа членов «Хизб-ут-Тахрир» её руководство пришло к идее образования мусульманского государства международного масштаба в форме «халифата» путём массовой исламизации населения.
При этом они активно использовали в своих интересах существующие в стране социально-экономические трудности и нерешённые проблемы, разжигали религиозную рознь, этническую и конфессиональную нетерпимость.
Идеи партии получили распространение в более чем 40 странах, в основном исламских, в большинстве из которых она официально запрещена.
Основанием принятия подобных мер является отчётливо прослеживаемые в деятельности «Хизб-ут-Тахрир» элементы политического экстремизма.
Путём реализации программных задач, в том числе предусматривающих силовой захват власти, «хизб-ут-тахрировцы» планируют отменить существующие конституционные строи различных государств мира, их независимость, демократические ценности, правовой и светский характер их существования. Ими в корне отрицается патриотизм, национальное самосознание и государственный язык.
Практические действия «Хизб-ут-Тахрир» в условиях обострения международной обстановки имеют тенденцию к росту экстремизма, выражающиеся в распространении листовок и призывов, разжигающих межконфессиональную вражду, попытках консолидации с другими радикальными религиозными объединениями.
Её деятельность отмечена и в Казахстане. Неоднократно имели место попытки членов «Хизб-ут-Тахрир» по проведению несанкционированных акций антиконституционной направленности и организации пропагандистской деятельности. Фиксировались факты изготовления, хранения, распространения литературы и листовок экстремистского содержания.
В настоящее время основная работа организации сфокусирована на идеологической работе с населением, которая приносит свои плоды, зачастую более эффективные, чем проведение различных военных операций и террористических актов. Хотя не исключена и вооружённая борьба с «неверными» в том случае, если они откажутся перейти в мусульманство.
По своему внутриорганизационному устройству в Центральной Азии «Хизб-ут-Тахрир» больше напоминает военизированное формирование. Филиалы организации имеют структуру пирамиды, структурным звеном которой являются собрания ячеек из 5 человек, которые занимаются распространением листовок и вовлечением в свои ряды новых адептов.
Внутри ячеек члены организации обращаются друг к другу по псевдонимам, зачастую не осведомлены о действительных планах организации, не осознают всей опасности своей деятельности и не контактируют с членами других ячеек в целях соблюдения мер конспирации. Все контакты осуществляются только через руководителей ячеек.
Для более продуктивной работы «Таблиги жамагат» и «Хизб-ут-Тахрир» обрабатывают те слои населения, которые могут если не сразу, то постепенно стать последователями идеи построения «Исламского Халифата». К фокусным группам относятся: во-первых, социально незащищённые граждане (безработные, пенсионеры, студенты, члены многодетных семейств), во-вторых, представители властных структур (в основном исполнительной власти), которые на местах смогут помочь, а то и защитить организацию от произвола, в-третьих, работники правоохранительных органов, которые также могут оказать при надобности реальную помощь.
В основном рекрутский набор осуществляется в сельских районах, так как большое количество безработных служит той благодатной почвой, на которой могут взойти семена учений «Таблиги жамагат» и «Хизб-ут-Тахрир». Безработная молодёжь нередко желает спрятаться от социальных проблем, суровых законов рынка и сопутствующих им факторов.
В этой связи велика вероятность вовлечения наших граждан в деятельность «Таблиги жамагат» и «Хизб-ут-Тахрир», которые, прикрываясь благородной целью распространения Ислама, используют наших граждан для достижения своих противоправных целей.
Сегодня продолжают отмечаться факты участия казахстанских граждан в деятельности международных террористических организаций. Первоначально они являлись приверженцами «Таблиги жамагат» и «Хизб-ут-Тахрир», где под влиянием иностранных проповедников приобщились к экстремистской идеологии.
Несмотря на запрет деятельности данных организаций в Казахстане, их сторонники продолжают осуществлять свою противоправную деятельность практически во всех регионах страны, вовлекая в незаконную миссионерскую деятельность несовершеннолетних граждан.
Приверженцы «Таблиги жамагат» и «Хизб-ут-Тахрир» категорически отрицают право на существование не только иных религий, но и других мусульманских течений, предрекая неизбежное столкновение с ними, что подпадает под понятие религиозного экстремизма.
Их деятельность несёт ряд социальных проблем Казахстанскому обществу, поскольку последователи вышеперечисленных организаций бросают свои семьи без заботы и средств к существованию, учёбу и работу ради своих поездок за рубеж. Некоторые ведут отшельнический образ жизни, большинство из них не имеет постоянного места работы.
Из вышесказанного следует, что идеология «Таблиги жамагат» и «Хизб-ут-Тахрир» вовсе не является мирной и преследует цели, противоречащие законам Республики Казахстан.
Дорогие земляки! Будьте бдительны. Не поддавайтесь на увещевания заезжих «религиозных миссионеров».