Традиционный и нетрадиционный Ислам

Сегодня в средствах информации и интернет изданиях мы часто сталкиваемся с таким понятием как «традиционный ислам». Давайте посмотрим, что означает само слово «традиция». Традиция — набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих регуляторами общественных отношений. Ислам в том виде, который соблюдаем мы и большая часть уммы, передавался из поколения в поколение, начиная с досточтимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Некоторые авторы статей с удивлением задают такой вопрос: «В результате толком никто не понимает, о чём идет речь. Что собственно такого особенного в Исламе в Казахстане, что он не просто Ислам, а «ислам традиционный»? Что такого принципиального в нашем «традиционном исламе»? И какой «ислам» тогда нетрадиционный, и почему его надо бояться? Если наш «ислам традиционный», то какой традиции он соответствует?». Попробуем найти ответ и на этот вопрос.

Появление такого названия было связано с появлением людей, путающих здравые умы мусульман неким «чистым исламом». Тогда и вынуждены были простые мусульмане назвать своё исповедование Ислама «традиционным», то есть чистым от нового псевдоислама. Ну как-то же нужно определять истину ото лжи?!

Вот так и появилось это очень спорное название «традиционный ислам».

А теперь перейдём к объяснению понятия «нетрадиционный ислам». По отношению к нам нетрадиционной является течение «Ваххабизм» в Исламе, которую придумал некий Мухаммад ибн Абдуль- Ваххаб.

Ваххаби́зм (от араб. الوهابية ‎‎) — одно из названий течений в Исламе, сформировавшейся в XVIII веке. Название «ваххабизм» употребляется оппонентами этого течения (как правило, его сторонники называют себя салафитами). Ваххабизм назван по имени Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими (1703—1792), являющегося последователем Ибн Таймийа (1263—1328).

Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб полагал, что настоящий Ислам это Коран и Сунна, отрицая остальные поколения последователей Пророка Мухаммада («Аль-Саляф Ас-Салих») и протестовал против всех последующих инноваций, считая их привнесённой извне ересью. В 1932 году последователи идей Абд Аль-Ваххаба, в результате борьбы, создали независимое арабское государство — Саудовскую Аравию. Ваххабиты утверждали о якобы запретности паломничества к могилам святых, которое они рассматривали как поклонение мёртвым. Также они отрицают совершения неверного, с их точки зрения, тавассуля, порицают отмечание дня рождения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Они пропагандируют необходимость вооружённой борьбы (газавата) против неверных (кяфиров) и лицемеров-вероотступников (мунафиков) из мусульман.

Именно это течение и вынудило мусульман придумать определение, отделяющее от них чистый Ислам. Это течение нанесло огромный, непоправимый ущерб, развитию Ислама, отбросив его развитие на несколько веков назад. Это течение вселила в сердца немусульман страх и ненависть, как к Исламу, так и ко всему мусульманскому миру.

Что же говорят приверженцы этого течения? Они отрицают многое из теологии Ислама. Например, с лёгкостью могут обвинить в неверии любого праведного мусульманина, который противоречит их идеологии. Разрешают убивать мусульман, следуя закону «кто не с нами, тот неверный (кяфир)». Категорично запрещают посредничество между Всевышним и Его творением.

В этой статье мы ограничимся разъяснением этих трёх вопросов.

Давайте посмотрим, что говорят достоверные источники, переданные нам от самого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Такфир (обвинение мусульман в куфре).
В сегодняшнее время это очень модно — использовать слово «такфир» (обвинение в неверии), не зная его смысла.

Всевышний говорит (смысл): «О те, которые уверовали! Когда вы выступаете на пути Аллаха, то удостоверяйтесь и не говорите тому, кто приветствует вас миром: “Ты – неверующий”, – стремясь обрести тленные блага мирской жизни»[1].

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда один человек обвиняет другого в нечестии или неверии, обвинение обязательно возвращается к нему самому, если тот, кого он обвиняет, на самом деле таковым не является»[2].

Имам аз-Заркаши говорил: “Пусть же опасается тот, кто увлекается такфиром, что он сам впадет в куфр по причине того, что он сделал такфир мусульманину!”[3].

Кому недостаточно этого, вот ещё прямой хадис Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), запрещающего такфир мусульман: «Тот, кто обвинил мусульманина в неверии, подобен тому, кто его убил!». Хадис достоверный[4].

В другом хадисе говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Среди сынов Израилевых было двое братьев, один из которых совершал грехи, а второй усердно поклонялся Аллаху. Постоянно видя, как другой грешит, он говорил ему: “Прекрати!”. Как-то он вновь застал его совершающим грех и сказал: “Прекрати!”. Тот ответил: “Оставь меня с моим Господом! Разве ты послан наблюдать за мной?”. Он же сказал: “Клянусь, Аллах не простит тебя”. Когда же их души покинули их тела, и были они собраны пред Господом миров, Аллах сказал тому из них, кто усердствовал в поклонении: “Знал ли ты обо Мне? Или же ты обладал Моим могуществом?”. А затем Он сказал грешнику: “Ступай и войди в Рай по милости Моей”, — и повелел насчёт другого: “Отведите его в Огонь!”». Абу Хурайра сказал об этом человеке: «Клянусь Тем, в Чьей власти моя душа, он произнёс одно слово, которое погубило как его мирскую, так и будущую жизни».

Со слов Абу Зарра передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто скажет своему брату: “Кяфир”, или “Враг Аллаха”, – тогда как он таковым не является, то сказанное вернётся к сказавшему это!»[5] .

От ибн Умара сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из людей скажет мусульманину: “О, кяфир!”, то это вернётся к одному из них»[6].

Вот что говорит об этом опора ваххабитов, великий их предводитель ибн-Таймия: “Сторонники Сунны, из обладающих знанием, не обвиняют в неверии тех, кто противоречит им, даже если те обвиняют в неверии их, поскольку такфир – это шариатское положение и человек не имеет права мстить этим. Если, например, человек возвел на тебя клевету или совершил прелюбодеяние с кем-либо из членов твоей семьи, то ты не должен совершать то же самое по отношению к нему, поскольку ложь и прелюбодеяние запрещены! Также и такфир является правом Аллаха и не дозволено обвинять в неверии никого, кроме тех, кого обвинили в неверии Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха)!” (См. “Маджму уль-фатауа”, 3/245, “Минхаджу-Ссунна”, 5/244, “ар-Радду аля аль-Бакри”, 254).

Уважаемые мусульмане, так давайте же поразмыслим над тем, стоит ли рисковать своей верой, обвиняя других? И судя по содержанию хадисов, это обвинение возвращается на обвинителей. Ведь не видим кяфиров среди тех, кого они обвиняют в неверии. А если считать как они, то в мире мусульман будет ничтожно мало, так как ваххабитов от общего количества мусульман (то есть «истинных» мусульман) всего лишь около 7 %. Тогда получается, будто Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) мог говорить неправду? Ведь он же сказал, что большая часть уммы не объединится в заблуждении. Да упаси нас Аллах от нанесения такой великой клеветы в адрес Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)!

Убийство мусульман.

Убийство человека в современном мире стало чем-то обыденным, а не тяжким грехом и преступлением. Убийство человека в Исламе является вторым после ширка по тяжести грехом. Шариат не даёт никакого права на убийство человека, кроме отдельных случаев, когда иначе невозможно оградить людей и общество от опасности для жизни и от нравственного разложения и религии, исходящей от него.

Даже разрешение Шариатом мести (возмездие) включает в себя защиту жизни людей. В высокочтимом Коране говорится (смысл): «Даже право на месть включает в себя жизнь для вас, о, обладатели разума!»[7].

Убийство человека, кроме как по праву Ислама – это скверное ослушание Аллаха и явное варварство. Если некоторые светские правовые нормы допускают убийство безвинного человека ради спасения большого количества людей, то религия Аллаха этого не допускает. Религия Аллаха не позволяет убить даже одного невинного человека, даже если это позволит спасти всех жителей планеты, кроме случая, когда тот, кого должны убить, сам даёт на это согласие ради спасения других. Поэтому убийство одного человека высокочтимый Коран приравнивает к убийству всех жителей планеты.

Всевышний в Коране говорит (смысл): «По этой причине предписали Мы сынам Исраила: кто убил кого-либо не ради законного воздаяния (наказания) или не за бесчестие и смуту, творимые на Земле, тот будто убил всех людей»[8].

Ибн Аббас разъяснил смысл данного аята следующим образом: «Убийство человека, которое запретил Аллах, подобно убийству всех людей»[9].

О том, что убийство одного человека приравнивается к убийству всего человечества, свидетельствует и следующий достоверный хадис, приводимый имамами Муслимом, Насаи и Тирмизи. Абдуллах, сын Амра (да будет доволен им Аллах) передал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Для Аллаха легче уничтожение всего мира, чем убийство одного невинного».

В хадисе, приводимом Тирмизи с достоверным иснадом, тоже говорится: «Если бы собрались все обитатели небес и земли и убили одного верующего (мумина), Аллах всех их низверг бы в адский огонь».

Дорогие мусульмане, теперь сравните то, о чём возвещают приведённые нами высокочтимые аяты и хадисы, со злодеяниями тех, кто, прикрываясь Исламом и выкрикивая «Аллаху Акбар», совершают теракты, взрывы, убийства. Аллах запретил убивать даже одного невинного человека ради спасения всех оставшихся на Земле людей, а эти бандиты устраивают взрывы и беспощадно убивают совершенно невинных людей. Скольким богословам они прервали жизнь! Сколько праведных людей покинули этот мир из-за подлости этих лицемеров! Конечно, они глубоко ошибаются. Если они этими громкими убийствами добиваются цели искоренить или ослабить Ислам, то не добьются своих целей никогда. Ведь Ислам сохранился даже после кончины самого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), и как она исчезнет, убивая других людей даже если они богословы? Нет, не потеряет Ислам свою силу до самого Судного дня!

Аллах запретил пугать мусульман, и даже в шутку делать то, что может напугать их. В хадисе, приводимом Муслимом, говорится: «Кто бы ни направил остриё (нож, кинжал, копьё) на брата по вере, даже будь он родной брат, того проклинают ангелы, пока тот не уберёт его».

В хадисе, приводимом аль-Бухари и Муслимом, тоже говорится: «Пусть никто из вас не направит оружие на брата своего, ибо сатана может отбить у него это оружие и навредить им брату, и из-за этого тот, кто направил оружие, окажется на дне геенны огненной».

В хадисе, приводимом Табарани, сказано: «Не пугайте мусульманина! Даже однократное запугивание мусульманина – это большое притеснение (зульм)». В другом хадисе, который также приводит Табарани, сказано: «Один из мусульман в шутку спрятал обувь другого. Тот встревожился. Высокочтимый Пророк (мир ему и благословение) показал ему, где находится обувь и сказал тому, кто спрятал: «Как ты ответишь за тревогу верующего?». Тот ответил: «О, Посланник Аллаха (мир ему и благословение), я их спрятал в шутку». Но Пророк (мир ему и благословение) ещё дважды повторил: «Как ты ответишь за тревогу, которую вселил в него?». Есть даже хадис о том, что в День Суда Аллах напугает того, кто без шариатского права посмотрит на мусульманина так, чтобы, тот перепугался (Табарани).

Сегодня мы видим, как сильно наша молодежь заинтересована религией, и, несмотря на многочисленные наставления имамов мечетей, есть молодые люди, которые прибегают к интернету, сомнительным книгам, брошюркам и т.д., где, к сожалению, много недостоверной информации. Тем самым, неверные знания отрицательно влияют на их сознание, кругозор, мешают их духовному развитию.

В связи с этим, в целях пресечения действий ряда псевдоисламских течений необходимо широко использовать труды наших великих ученых, таких как Абай, Шакарим, Машһур Жусуп. Они смогли донести в своих произведениях национальную духовность, придерживаясь мазхаба имам Агзама, в котором сохранились традиции и культура наших предков. Таким образом, указывая прямой путь и хороший пример, мы сможем обеспечить счастливое светлое будущее нашей молодежи. Более того, мы должны разъяснить молодому поколению, какое негативное влияние оказывают эти течения обществу. Ведь с их каждодневным ростом, увеличивается и количество принявших их сторону молодых людей, чьи взгляды, суждения и действия неосознанно попадают в подчинение псевдорелигии. Наша задача – донести до молодежи, что предписания приверженцев этих течений противоречат религиозным установлениям ханафитского мазхаба, обычаям и традициям наших предков.

Аллах Всевышний в суре «Корова» говорит: «Нет принуждения в вере»[10], во-первых, это означает то, что нельзя насильно заставить человека придерживаться религии ислам, во-вторых, даже если человек принимает религиозные предписания, он должен учитывать историческую и теоретическую основу, и, уже опираясь на это, выбрать правильное направление. В этом и заключается смысл «традиционной религии ислам», о которой мы говорили выше.

Человеку, принявшему ислам, вменяется в обязанность придерживаться требований, условий и предписаний своей религии, не разделяться на группы среди мусульман. Каждый человек должен помнить о том, что, как гражданин своего государства, он несет ответственность за свою страну, народ и спокойное будущее подрастающего поколения. Только так мы сможем противостоять запретным течениям, получившим в настоящее время широкое распространение в мире, и препятствовать развитию экстремистских действий.

Да убережёт Аллах нас и наших потомков от заблуждения и ведет нас правильным путем! Амин.

 

 

 

Пресс-служба областной

центральной мечети «Кызылжар»



[1] Сура ан-Ниса, 94-аят

[2] Бухари, 6045

[3] «Тухфатуль-мухтадж», 9/88

[4] Ат-Табарани, «сахих аль-джами», 6269

[5] Муслим, 1/79

[6] Бухари, 6104; Муслим, 60

[7] Сура Бакара, 179-аят

[8] Сура аль-Маида, 32-аят

[9] «Тафсир ибн Касир», т. 1, стр. 509

[10] Сура Бакара, 256-аят

Return to Top ▲Return to Top ▲