РОЛЬ ТРАДИЦИОННОГО ИСЛАМА В ДУХОВНОМ ВОСПИТАНИИ

        С обретением независимости, мы все чаще слышим о традиционном исламе – наряду с просветительской работой мечетей, такие сведения встречаются и на телевидении, и в других средствах массовой информации. Бесспорно, это новый взгляд на религию после долгих лет ее притеснения. Но возникает вопрос – почему религию связывают со словом «традиционная»?

         Главной причиной этому служит религиозный экстремизм, который стал в последнее время серьезной проблемой во всем мире. На самом деле, экстремизм и терроризм никак нельзя приписать к определенной нации или религии. Потому что они не имеют отношения и считаются чуждыми не только религии ислам, но и другим традиционным религиям мира.

         В Коране, в 3 аяте суры «Маида» Аллах Всевышний говорит: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам». Общеизвестным фактом является то, что вера, которой придерживаются казахский народ и другие тюркоязычные этносы, проживающие в Казахстане, – это религия мира, даже слово «ислам» в переводе с арабского означает «мир».

Зародился ислам на Аравийском полуострове. Большую роль в становлении религии сыграли сахабы – сподвижники Пророка Мухаммада (с.г.с.). После смерти Пророка (с.г.с.) прекрасно осведомленные в вопросах, касающихся хадисов, Корана, причин ниспослания аятов сахабы, опираясь на Коран и высказывания Пророка (с.г.с.), делали иджтихад («иджтихад» – религиозное заключение ученых, с использованием основных источников шариата – Корана, хадисов, иджмы, кыяс. – примечание автора). Уделяя особое внимание обычаям и традициям местности, а также учитывая особенности природных условий, сахабы сумели донести религию до многих народов той эпохи. В качестве примера можно привести интересный случай. Пророк Мухаммад (с.г.с.), назначив своего сахаба Мугаза бин Жабала (р.а.) судьей и послом, отправил его в Йемен, но перед этим спросил: «Как ты будешь принимать решения?». Тогда посол ответил: «Сначала поищу ответ в Коране, если не найду его, то в Сунне, если же и там не найду, то, опираясь на эти два основных источника, сделаю иджтихад и приму решение». Пророк (с.г.с.) остался доволен таким ответом и обнял посла.

Так, со времен сахабов, появились мазхабы, которые обучали религии («мазхаб» – школа шариатского права в исламе. – примечание автора). К первым из них можно отнести школы, обучающие основам ислама, учения которых разработали сахабы Абдулла ибн Омар, ибн Аббас, Айша, Абдулла ибн Масгуд. После сахабов, во времена табигинов, существовали такие религиозные школы, как Саид бин Мусаяб в Медине, Ибрахим Нахаи, Алкама бин Масгуд в Куфе, Хасан аль-Басри в Басре и другие. В последнее время появилось ошибочное мнение о том, что существует всего четыре мазхаба, основано оно на недостаточном знании истории ислама. Но многие и не подозревают о том, что в действительности в те времена было более десяти мазхабов, названия которых сохранились лишь на страницах древних книг. Так почему же до нас дошли только четыре мазхаба? Причина кроется в том, что лишь эти четыре мазхаба смогли донести до народа глубокие достоверные знания, не противоречащие законам шариата, правилам фикха и другим предписаниям религии.

Стоит отметить, что вышесказанные мазхабы нельзя путать с течениями, которые, в угоду своих политических целей, прикрываются религией. Слово «мазхаб» в переводе с арабского означает «путь», «направление», «взгляд», «школа». По мнению же исследователей исламского права, понятие «мазхаб» означает совокупность фетв («фетва» – богословско-правовые решения, выносимые авторитетными учеными. – примечание автора) и доказательств, выведенных специальными способами и правилами из Корана и Сунны. Итак, можно сделать вывод, что мазхаб – это школа ученого муджтаһида, достигшего высшей степени религиозного знания. Однако. Во-первых, мазхаб не является трудом лишь одного ученого-основателя, в него входят труды и других ученых, которые придерживались основных правил ислама и следовали учениям имама муджтаһида. Во-вторых, придерживание мазхаба не означает следование умозаключению имама, это следование священным аятам и хадисам Корана.

История свидетельствует о том, как многие века наши предки жили в мире, единстве и согласии, как зеницу ока, оберегая родные бескрайние земли, верили в одного Аллаха, придерживались пути великого ученого Имам Агзама, который стал для людей руководителем в религиозных делах. Приняв во внимание особенности природных условий и быта людей, не нарушив законов шариата, Абу Ханифа сумел донести религию ислам и путь его познания до народа, в котором тесно сплелись представители многих этносов и культур. Хадис Пророка Мухаммада (с.г.с.) подтверждает мысль о том, как важно донести религию и при этом непременно сохранить обычаи каждой нации: «Облегчайте, а не создавайте затруднения, возвещайте благое, а не внушайте отвращение».

Ниспослание аятов Корана, формирование хадисов – все это охватывало определенный промежуток времени. Но сейчас, когда общество практически ежедневно сталкивается с новыми ситуациями и проблемами, возникающими в связи с динамичным развитием экономики, новых технологий и различиями природных условий, появляются вопросы, касающиеся религии, на которые общество не всегда находит ответы. Именно поэтому мусульмане нашей страны придерживаются мазхаба Абу Ханифы, который, ссылаясь на Коран и сунну Пророка (с.г.с.), привел много достоверных доказательств. И заблуждается тот, кто ищет другой путь и не идет по пути, который указал нам Абу Ханифа, табигин, который приобрел знания от самих сахабов и достиг уровня муджтаһида. В этом ценность мазхаба Абу Ханифы. И неспроста в Законе РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» от 11 октября 2011 года сказано об исторической роли ханафитского мазхаба в развитии культуры и духовной жизни народа.

Основоположник ханафитского мазхаба Нугман бин Сабит, или, как его прозвали в народе, Имам Агзам Абу Ханифа родился в городе Куфе, жил в 80-150 гг. по хиджре. Пятьдесят два года жил во времена правления Омауидов и восемнадцать – при Аббасидах. Абу Ханифа считается табигином, так как есть поверье, что он видел сахаба Анаса бин Малика (р.а.) и передал от него хадис: «Приобретение знаний – обязанность каждого мусульманина». Также в мечети аль-Харам ему посчастливилось встретиться с сахаба Абдулла бин Харис аз-Зайди, от которого Абу Ханифа донес хадис: «Самые лучшие из моей уммы, благословенные – это те, кто жили в мою эпоху (сахабы). Затем те люди, которые следовали за ними (табиины), а после те, которые следовали за последними (табиу – т – табиины)». Этот хадис подтверждает то, какое высокое положение имели табигины, в сравнении с другими мусульманами. Кроме этого, также передается хадис: «Кому Аллах желает добра, тому дарует правильное понимание религии».

Абу Ханифа при разъяснении учений фикх своего мазхаба во многом опирался на способы толкования и разъяснения Корана и сунны второго халифа Омара (р.а.). Также он широко использовал фетвы и заключения эпохи правления четвертого халифа Али, когда исламское государство расположилось в Куфе. Абу Ханифа обучался у таких наставников как Хамад бин Аби Сулейман, Ибрахим Нахаи, Алкама ан-Нахаи. Также важным источником его знаний стало наследие одного из первых толкователей Корана, первого наставника, обучавшего фикху в Иране, великого сахаба пророка Мухаммада (с.г.с.) – Абдуллы ибн Масгуда.

Важно отметить, что Абу Ханифа изучал не только аспекты фикха, но и давал верные заключения в таких сложных вопросах, как персидская философия и находил ответы на сложные вопросы Хауариджей, Мугтазила и др. Течений того времени.

Более пятисот лет исламский мир находит ответы на сложные вопросы, используя фетвы мазхаба Абу Ханифы. И это заслуга таких известных учеников Имама, как Абу Юсуф, Мухаммад Шайбани, Зуфар бин Хузайл и Хасан бин Зияд, которые, в свою очередь, достигли степени муджтахида. В некоторых источниках приводятся сведения о том, что еще при жизни у Имама обучались более сорока тысяч учеников.

Более двадцати лет назад Казахстан объявил себя независимым государством. За этот период мы многого добились, не обошлось и без ошибок. Особенно, в первые годы независимости на территорию нашей страны проникло множество течений, которые, прикрываясь исламом, объявили себя носителями истинной религии.

Сегодня мы видим, как сильно наша молодежь заинтересована религией, и, несмотря на многочисленные наставления имамов мечетей, есть молодые люди, которые прибегают к интернету, сомнительным книгам, брошюркам и т.д., где, к сожалению, много недостоверной информации. Тем самым, неверные знания отрицательно влияют на их сознание, кругозор, мешают их духовному развитию.

В связи с этим, в целях пресечения действий ряда псевдоисламских течений необходимо широко использовать труды наших великих ученых, таких как Абай, Шакарим, Машһур Жусуп. Они смогли донести в своих произведениях национальную духовность, придерживаясь мазхаба имам Агзама, в котором сохранились традиции и культура наших предков. Таким образом, указывая прямой путь и хороший пример, мы сможем обеспечить счастливое светлое будущее нашей молодежи. Более того, мы должны разъяснить молодому поколению, какое негативное влияние оказывают эти течения обществу. Ведь с их каждодневным ростом, увеличивается и количество принявших их сторону молодых людей, чьи взгляды, суждения и действия неосознанно попадают в подчинение псевдорелигии. Наша задача – донести до молодежи, что предписания приверженцев этих течений противоречат религиозным установлениям ханафитского мазхаба, обычаям и традициям наших предков.

Аллах Всевышний в суре «Корова» говорит: «Нет принуждения в вере», во-первых, это означает то, что нельзя насильно заставить человека придерживаться религии ислам, во-вторых, даже если человек принимает религиозные предписания, он должен учитывать историческую и теоретическую основу, и, уже опираясь на это, выбрать правильное направление. В этом и заключается смысл «традиционной религии ислам», о которой мы говорили выше.

Человеку, принявшему ислам, вменяется в обязанность придерживаться требований, условий и предписаний своей религии, не разделяться на группы среди мусульман. Каждый человек должен помнить о том, что, как гражданин своего государства, он несет ответственность за свою страну, народ и спокойное будущее подрастающего поколения. Только так мы сможем противостоять запретным течениям, получившим в настоящее время широкое распространение в мире, и препятствовать развитию экстремистских действий.

Главный имам центральной мечети «Кызылжар»,

уполномоченный имам ДУМК по СКО

Дуйсенбай Кенжетай хаджи

 

 

 

Return to Top ▲Return to Top ▲