«ПРИВИВКИ: ДА или НЕТ?».

 Одним из наиболее обсуждаемых и острых вопросов среди верующих людей в последнее время стала вакцинация детей. Мнения разделились. Причем, как сторонники, так и противники приводят в качестве аргументов много доводов. 

Как же быть? Прививать или нет ребенка от инфекционных болезней? Думаем, что решение принимает каждый родитель. Однако, взвесив при этом все «за» и «против», беспристрастно соотнеся аргументы обоих сторон. Помня при этом, что главное при выборе – учитывать интересы ребенка, его будущее здоровье.

В редакционную почту портала «Е-ислам» также поступило несколько писем, в которых мусульмане задают этот вопрос. Высказать свою точку зрения мы попросили известного теолога, заведующего отделом просвещения и интернет пропаганды ДУМК Ершата Онгарова.

 

– Вопрос о целесообразности вакцинации, действительно, можно назвать одним из актуальных. Попытаюсь  проанализировать аргументы, которые приводят сторонники отказа от прививок, именно с точки зрения Шариата. Как правило, в качестве аргументов ратующие за отказ используют громкие лозунги, такие как «Ислам запрещает прививки», «Вакцина происки шайтана», «Прививки нарушают предопределенное Аллахом», «Вакцина – наджаса» и т.п. Однако,  официальная медицина, основываясь на результатах исследовании и статистике, настоятельно рекомендует проведение вакцинации.

Каждая из сторон приводит свои доводы, и людям далеким от медицины сложно разобраться – прививаться или отказаться от вакцинации. Основываясь на доводах Шариата и медицины, постараюсь дать ответ на вопрос «Прививки – да или нет?».

Наш организм может приобрести устойчивость к инфекционным заболеваниям – иммунитет двумя путями. Первый– переболеть. При этом организм вырабатывает защитные факторы (антитела), которые в дальнейшем будут оберегать нас от этой инфекции. Этот достаточно тяжелый и опасный путь. И он чреват высоким риском опасных осложнений, вплоть до инвалидности и смерти. Например, бактерия, вызывающая столбняк, выделяет в организме больного самый сильный на планете токсин. Этот яд действует на нервную систему человека, вызывая судороги и остановку дыхания.Каждый четвертый, заболевший столбняком, умирает.

Второй путь — вакцинация. В организм вводится возбудитель болезни — вакцина или анатоксин. Прививка не вызывает болезнь, но заставляет организм вырабатывать антитела, чтобы в будущем столкнувшись с данной инфекцией уже не заразиться. Иммунная система реагирует на них так же, как на настоящую инфекцию — в организме образуются антитела

В Священном Коране и Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) нет открытого запрета на вакцинацию, но есть все предпосылки для того, чтобы утверждать об ее необходимости.

Как правило, XIV веков тому назад не было тех болезней, которые распространены в современном мире. Если даже имелись, то не было тех условии для выживания возбудителей болезней, которые имеются сейчас (плохая экология, общественный транспорт, места массового пользования и т.п.).

Тем не менее, текст Священного Корана и Благословенная Сунна указывают на то, чтобы мы предохранялись от болезней, и отрицает вышеперечисленные доводы, которые приводят сторонники отказа от вакцинации:

  • «…если бы пожелал Господь твой, они бы этого не делали» (Коран 6:112).

Утверждение о том, что нечто изобретённое человеком (в частности вакцинация) нарушает предопределённое Всевышним – абсурдно, так как это противоречит ясным аятам Священного Корана. Ведь ничто на земле не происходит без соизволения Аллаха.

  • Искусство медицины и дар врачевания являются не только результатом экспериментирования и удачи, а скорее милостью Аллаха, которую он оказал своим рабам: «И если я заболею, Он [Аллах] исцелит меня…» (Коран 26:80)
  • «Аллах не сотворил какой бы то ни было болезни без того, чтобы не сотворить средство излечения от нее» (От Абу Хурайры). А Имам аль-Бухари добавляет: «А медицина, безусловно, является средством излечения от болезней». Также хадис «Тот, Кто утвердил болезни на земле, также утвердил и средства их излечения», переданный от Абу Хурайры, и многие достоверные хадисы указывают на то, что если имеются болезни, то существуют и средства излечения от нее, кроме старческого увядания, которая как таковая не является болезнью. Поэтому беспочвенно утверждать то, что необходимо отказаться от медицинских вмешательств, в частности от вакцинопрофилактики.
  • Пророк (с.а.с.) сказал: «Для всякого заболевания существует лекарство, а когда лекарство становится явным, тогда и болезнь излечивается согласно воле Всемогущего Аллаха». Говоря это, добавляет Муслим,что Пророк, да благословит его Аллах и дарует мир ему, поощрял использование лекарств для лечения болезней.
  • «Убегай от прокаженного, как убегают ото льва» (Передал Абу Хурайра). Если вдумчиво прочесть текст хадиса, то отчетливо видна рекомендация по профилактике заражения заразными болезнями. В хадисе не сказано: «Сиди рядом с прокаженным, чтобы не препятствовать предопределенному для тебя». Анологичный хадис от Усамы ибн Зайда передают, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Когда вы услышите об эпидемии чумы в какой – либо земле, не посещайте это место, а если чума появилась в местности, где вы находились, не уезжайте оттуда». В этом содержится предостережение от заражения и распространения болезни.
  • «Тот, кто съедает за завтраком семь фиников сорта `аджуа, в этот день его не повредят ни яд, ни колдовство». Данный достоверный известный хадис указывает на то, чтобы мы принимали меры по профилактике болезней, а также на то, что яд или болезнь можно и нужно предотвратить.

Оппоненты, утверждающие о вреде прививок, аргументируют свои доводы статистикой, в формировании которой участвовало, как правило, небольшая группа людей – 200-300 человек. Конечно же, данная информация не может полностью отражать всю эффективность прививок. Если же обратиться к статистике Всемирной Организации Здравоохранения (далее – ВОЗ) с учётом статистических показателей,то отчетливо видны прогрессы спада количества случаев заболевании, управляемых вакцинопрофилактикой:

– За период с 2000 по 2012 гг. противокоревая вакцинация привела к снижению глобальной смертности от кори на 78%;

– Дифтерией болеют всего 5% привитых людей (вакцинация обеспечивает более легкую форму течения заболевания);

– Иммунизация позволяет ежегодно предотвращать от 2 до 3 миллионов случаев смерти от дифтерии, столбняка, коклюша и кори. (Данные ВОЗ)

– Прививка от чумы помогло спасти человечество от «черной смерти».

Еще один интересный пример приводит кандидат медицинских наук В.С.Ганин в журнале «Наука и жизнь» (№7, 2006 год).

Так, в Монгольской Народной Республике при ликвидации вспышки чумы, было привито 115 333 человека, впоследствии из которых заболели лишь двое.

Сейчас в интернет пространстве наблюдается «бум» псевдоинформации, которые опрометчиво выдают медицинские исследования, причем чаще представлены  совершенно безграмотные суждения. Стоит заметить, что данные их «исследования» опубликованы не в медицинских журналах, а на открытых блогах, куда любой желающий может написать то, что пожелает.

Опыт многих стран свидетельствует о том, что нарушение плановой иммунизации в течение лишь нескольких лет ведет к развитию эпидемии на государственном или региональном уровне. Массовая иммунизация дает положительный эффект даже в условиях неблагоприятной социально-экономической ситуации. Не только прекращение, но даже сокращение охвата контингентов, подлежащих вакцинации ведет к эпидемическому возврату болезней, управляемых средствами вакцинопрофилактики

Прививка – это результат многовекового усилия врачей и ученых, убеждения которых подкреплены научными фактами. И я призываю всех мусульман не поддаваться провокациям сторонников отказа от вакцинации, утвержденных в «Национальном календаре профилактических прививок РК».

В скором времени, Духовное управление мусульман Казахстана планирует выпустить фетву (религиозно-правовое заключение) по поводу вакцинирования.

Return to Top ▲Return to Top ▲